Основные методы сохранения фертильности после лечения рака
КЛИНИКА ХАДАССА ПРИНИМАЕТ ПАЦИЕНТОВ.
МЫ ПОМОЖЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ:
- удаленных - дистанционных консультаций
- получения второго мнения
- лечения в израильской клинике (после рассмотрения документов в индивидуальном порядке)
Узнать больше
Шифре было 28 лет, когда она почувствовала небольшое уплотнение в правой груди. Прежде чем позвонить своему врачу, молодая женщина провела ночь в тревогах и сомнениях. С тех пор прошел 31 год, в то время смертность от рака груди была значительно выше, чем сейчас. Шифра признает: ценой ее выживания стала невозможность иметь детей из-за химиотерапии. Если бы она родилась всего на одно поколение позже, у медицины уже была бы возможность сохранить не только ее жизнь, но и фертильность.
“Химио- и радиотерапия смертельны не только для злокачественных клеток, но и для овариального резерва (запаса ооцитов в яичниках). При раке сохранить фертильность возможно благодаря забору яицеклеток и сперматоойдов до начала лечения. В Израиле более 70% женщин, борющихся с раком, могут в дальнейшем стать мамами. В других развитых странах данный показатель не превышает 50%. Вероятно, разницу можно объяснить особым значением материнства в израильской культуре”, — говорит профессор Хананель Хольцер, заместитель директора департамента акушерства и гинекологии медицинского центра “Хадасса” и руководитель двух отделений: репродуктивной эндокринологии и лечения бесплодия и экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).Профессор Хольцер стал заместителем руководителя отделения ЭКО клиники “Хадасса” в 2001 году, , когда местные врачи успешно провели первую в Израиле беременность и рождение ребенка из криоконсервированной яйцеклетки. Начиная с 2004 года Хананель Хольцер провёл 10 лет в медицинском центре университета Макгилла в Монреале, начав со стажировки и затем став руководителем отдела гинекологической репродуктивной эндокринологии и лечения бесплодия. Проф. Хольцер создал здесь специальную программу по сохранению фертильности, а также сеть центров, занимающихся данным вопросом по всей Канаде. В Израиле профессор Хольцер консультирует сразу нескольких пациенток, выбирая для каждой из них индивидуальный подход.
Например, одной из пациенток с раком груди профессор Хананель Хольцер назначил тактику вызова временной менопаузы с помощью ежемесячных гормональных уколов. Врач планировал уменьшить таким образом активность яичников, что позволило снизить истощение запаса яйцеклеток. Подобная гормональная терапия уже более 30 лет используется для лечения эндометриоза и предотвращения преждевременной овуляции при ЭКО. Однако ее эффективность в области сохранении фертильности, особенно при раке молочной железы, была доказана относительно недавно.
Другая пациентка клиники “Хадасса”, молодая мама с лимфомой, нуждается в химиотерапевтическом лечении, охватывающем весь организм. Проф. Хольцер предложил до начала лечения изъять ооциты из ее яичников, оплодотворить их спермой мужа и сохранить эмбрионы. Раньше для забора яйцеклеток было необходимо ждать определенного дня менструального цикла. В настоящий момент благодаря инновационным методам стало возможно сделать это в любой день цикла.
Использование ЭКО является одним из основных методов сохранения фертильности при лечении различных видов злокачественных заболеваний. Опыт клиники “Хадасса” в области вспомогательных репродуктивных технологий является гарантом успеха. Кроме того, в клинике способны помочь детям с раком, которые еще не достигли половой зрелости.
“Мы замораживаем лапароскопически изъятый тонкий слой ткани яичника. Если, во время лечения от рака, яичник ребенка повреждается, мы имплантируем изъятую ткань, что в дальнейшем поможет пациентке познать радость материнства. Первое успешное рождение после подобной операции произошло в Бельгии в 2004 году. Уже в 2005 году первый малыш с использованием данной методики появился на свет в клинике “Хадасса”. На сегодняшний день, зарегистрировано более 150 таких рождений. Предполагаемый успех составляет более 30%”, — поясняет профессор Хольцер.
Замораживание ткани яичника — единственный способ сохранить фертильность девочкам при лечении рака. К сожалению, случаев успешной заморозки стволовых клеток яичка, которые производят сперму после полового созревания, еще не было. Исправить ситуацию стремятся гинеколог Мириам Сафрай и руководящий исследованиями в данном направлении доктор Таль Имбар, глава Службы сохранения фертильности клиники “Хадасса”.“Я наблюдала, как мой сын в течение 4 лет боролся с раком почки. Мы знали, что лечение навсегда лишит его возможности стать отцом. Когда он умер в возрасте 5 лет, я решила, что непременно должна найти способ, который позволит сохранить фертильность таким же мальчикам, как мой сын ”, — говорит доктор Сафрай.
Пока мальчики до полового созревания ждут решения (взрослые мужчины могут замораживать сперму с 1953 года), число женщин, стремящихся сохранить фертильность, стремительно растет. То, что началось около двух десятилетий назад как вариант для больных раком, теперь также является шансом для пациенток с определенными генетическими нарушениями, аутоиммунными заболеваниями и эндометриозом. Заморозкой яицеклеток также пользуются женщины, желающие отложить материнство.
В решении завести малыша после лечения рака нет единого метода. Необходимо учитывать множество факторов: возраст, статус отношений, предыдущие беременности, конкретное заболевание, планируемую терапию, срочность лечения. В Израиле успешная беременность от имплантированной замороженной ткани яичника происходит в 30% случаев, от эмбриона при возрасте женщины менее 35 лет — в 50%, затем вероятность заметно снижается.
“Иногда пациентки слишком обеспокоены своим заболеванием и предстоящим лечением, чтобы думать о сохранении фертильности. Поэтому стоит рассмотреть и другие альтернативные варианты, которые мы предоставляем: донорство яйцеклеток и суррогатное материнство”, — говорит проф. Хольцер.