Рожать нужно в «Хадассе»
КЛИНИКА ХАДАССА ПРИНИМАЕТ ПАЦИЕНТОВ.
МЫ ПОМОЖЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ:
- удаленных - дистанционных консультаций
- получения второго мнения
- лечения в израильской клинике (после рассмотрения документов в индивидуальном порядке)
Узнать больше
Сократ говорил, что его труд напоминает работу акушерки — он помогает рождаться мудрости. А какой самый главный вывод Вы сделали из многолетней работы гинеколога? — На этот и другие вопросы мы попросили ответить доктора Давида Манкуту — главу службы родовспоможения при отделении акушерства и гинекологии Университетской клиники «Хадасса».
Интересный вопрос. Один из выводов, к которому пришел не только я (ведь я полагаюсь на знания многих мудрых предшественников в профессии), что период беременности и роды очень важны для развития человека и влияют на его здоровье.
Представьте себе, что это маленький росток, который Вы сажаете в хорошую почву. Первые этапы его развития, когда растение пускает корни глубоко в почву, очень важны, чтобы росток стал успешным и здоровым деревом на протяжении долгих лет. То есть период нашего формирования — оплодотворение и беременность — очень важны в жизни для будущего формирования человека иего здоровья, поэтому я с благоговением отношусь к этому периоду и к самим родам.
— Если мы уже говорим о родах, сколько их было на Вашей памяти? Скольким детям Вы помогли выйти на свет Божий?
После многих лет работы я перестал считать (улыбается). А стаж у меня большой — 27 лет. Это сотни детей каждый год, это тысячи детей за всю мою карьеру.
— Современные женщины откладывают роды и в итоге мам старше 30 все больше. Как это сказывается на акушерской практике? Влияет ли возраст женщины на течение беременности и роды?
Возраст — это лишь один из факторов в уравнении, не самый главный. Это значит, что у здоровой женщины (в хорошей физической форме и с нормальным весом) в возрасте 40 лет вероятность здоровой беременности намного выше, чем у 30-летней женщины с повышенным давлением, диабетом или другим сопутствующим диагнозом. Это в отношении протекания беременности.
Если мы говорим о зачатии, о самой возможности забеременеть, возраст становится важным фактором. Всем женщинам нужно знать, что нельзя слишком долго отсрочивать зачатие: после 43 или 45 лет шанс, что женщина забеременеет самостоятельно, естественным образом, составляет 2–3 %. После непосредственно зачатия возраст рассматривается лишь как один из факторов, который, конечно же, учитывается, но не особенно беспокоит врачей.
— А если мы говорим о родах?
Нет, возраст и тут не критичен. Немолодой женщине (в возрасте 40–45 лет) во время первой беременности врачи позволят выбрать кесарево сечение. Конечно, если беременная этого захочет. Если же женщина решит рожать сама, возраст не будет препятствием.
— Кстати, раз мы уже говорим о выборе родов — естественных, с эпидуральной анестезией или кесаревым сечением. Как правило, когда нет однозначных медицинских показаний, выбор предоставляется будущим родителям. Почему?
В отношении эпидуральной анестезии — это обезболивание, которое не является медицинской индикацией. Это победа человека над вердиктом Бога: «В муках будешь рожать детей своих». Чудесное изобретение. Но есть немало женщин, которые не заинтересованы в эпидуральной анестезии, а желают абсолютно естественных родов, без вмешательств извне. Мы позволяем это у нас в «Хадассе», где даже существует Центр естественных родов. Но и в рамках обычных клиник мы предоставляем возможность выбора естественных родов.
Если мы говорим о выборе между кесаревым сечением и естественными родами, выбор по умолчанию — естественные роды. Врачи не позволят женщине выбрать кесарево сечение только потому, что беременная этого хочет. За исключением случая, который я привел в качестве примера: женщине в возрасте 45 или даже 48 лет позволяют выбрать этот вид родоразрешающей операции. Мы в центре поощряем вагинальные роды.
Процент родов с помощью кесарева сечения в «Хадассе» составляет 19 % (в общем по Израилю — 20 %). В Бразилии, например, 55 % женщин рожают с помощью кесарева сечения, в Италии этот показатель составляет 40 %, в США — 33 %, в Восточной Европе и в России эти показатели тоже высоки. Данные статистические цифры — самое лучшее доказательство того, что в нашем центре поощряются вагинальные роды.
Естественные роды не причиняют вреда ни новорожденным, ни матерям, что доказывают результаты: процент смертности младенцев в Израиле — один из самых низких в мире, составляет 5 из 1000. В Африке, хоть сравнение и не совсем корректно, этот показатель равен 250 на 1000 — четверть детей умирают.
Еще один момент: женщинам, рожавшим один раз с помощью кесарева сечения и заинтересованным в вагинальных родах, мы даем такую возможность. По статистике, это 75 % обращений. 85 % из этих женщин успешно рожают. В США этот показатель составляет лишь 8 %. Прошу прощения, что я пичкаю Вас цифрами.
Мнение и желание рожениц очень важно, поэтому решение о способе родов принимаем только вместе. Возьмем, к примеру, первого новорожденного с весом 4 килограмма. Если нет ГСД (гестационный сахарный диабет), мы позволяем женщине рожать ребенка весом до 4,5 килограмма. Чем крупнее ребенок, тем больше сложностей во время родов, тем тяжелее рожать. И если женщина настаивает на кесаревом сечении, поскольку ей не хочется пройти через вагинальные роды, мы поддержим и позволим это ей.
Мы прислушиваемся к роженицам не только потому, что нам важно знать их мнение, но и потому, что знаем, что их желание, способность, сила воли, намерение — все перечисленные факторы являются важными составляющими в процессе родов.
Если роженица говорит, что не сможет справиться с вагинальными родами, мы пойдем навстречу, не будем спорить и вынуждать женщину против ее воли, утверждая, что только если начнутся сложности в процессе, сделаем ей кесарево, и наоборот — с женщинами, которые говорят, что понимают риск, но все же хотят пройти через вагинальные роды, мы не будем спорить.
— Могут ли женщины адекватно принять решение?
Что это за вопрос? Сотрите его! Вы же не Трампа интервьюируете! (улыбается)
— Речь идет о психологическом состоянии роженицы, когда женщина должна сделать свой выбор. Для принятия взвешенного решения она должна получить всю информацию…
Мы сейчас касаемся собственно медицинской перцепции в целом, не только в отношении гинекологии или акушерства. Я думаю, что женщина сама знает, что для нее лучше.
Центр предоставляет определенные медицинские условия, а у меня, как у врача, есть свое мнение. Если оно конфронтирует с желанием роженицы, я попытаюсь убедить, объяснить и так далее. Но иногда мне это не удается. Во-первых, я не всегда прав. Во-вторых, в самом худшем случае я скажу женщине, что наши мнения противоположны, что критично. Поэтому я предложу беременной направиться на консультацию в другую больницу, к моему коллеге.
Но, однозначно, ответ на вопрос — несомненно, женщина способна адекватно принять решение. Как и мужчина. Ребенок — это другое дело, там все куда сложнее. Несмотря на это, при лечении и в случае с ребенком к его мнению следует прислушаться.
— Поймите, почему я спросил Вас. Ведь есть девушки, которые в силу тех или иных обстоятельств рожают в возрасте 16 лет. Есть и роженицы, которым за 40, и это их первые роды. Вот я спросил, может ли женщина в той или иной ситуации, в том или ином возрасте адекватно принять решение.
Может. Девушка и в 16 лет знает много разных вещей. И дети многое знают: несмотря на то, что трехлетнему ребенку сложно что-либо объяснить, его нужно выслушать и учесть его мнение. Это не значит, что Вы должны следовать его словам. Мы редко видим здесь столь юных рожениц. Если девушка слишком юна, возможно, у нее будет опекун. Если беременной нет 14 или 15 (я уже не помню, что указано в законе — может быть, даже 16), то попечитель принимает решение вместо юной роженицы.
— Если мы говорим об одной из трех возможностей, которые я определил выше, чем грозит неправильный выбор?
Тут нет неправильного варианта. Женщины, которые хотят эпидуральную анестезию и знают об ее влиянии на роды (это слегка отсрочивает их), но заинтересованы и хотят обезболить процесс, ее получат, за исключением случаев, в которых есть медицинские противопоказания.
В отношении кесарева сечения врачи не разрешат операцию, если женщина говорит, что хочет этого только потому, что так сделали соседке, — это неверный выбор. Такой подход в нашем центре не практикуется, как я уже говорил, учитывая все риски подобного решения. Но мы можем направить женщину в МЦ «Тель ха-Шомер», где та будет рожать, как захочет. В «Хадассе» роды по умолчанию естественные, но в каждом медицинском центре свои правила.
— В течение веков рождение и смерть были связаны в общественном сознании. Сегодня ситуация улучшилась? Какой процент смертности в родах? Есть ли статистика на этот счет? (Правда, мы уже касались этой темы)
Один из больших скачков конвенциональной медицины сделан именно в этой сфере. Я уже говорил, смертность детей — 5 из 1000 случаев.
Но бытовало мировоззрение, которое, возможно, касается Вашего вопроса, о связи смерти матери с родами. Женщины умирали. Сегодня, например, в Конго процент смертности среди рожениц составляет 1:17, то есть одна женщина из 17 умирает во время родов. Там же умирает четверть новорожденных из 1000. В Израиле статистика смерти при родах — 3 женщины из 100 000.
Я не просто так привожу пример с Конго: сегодняшняя ситуация там близка к той, которая была в мире сотни лет назад, когда не было банков крови, операционных, лекарств — не было всех тех вещей, которые предотвращают смертность. Это и есть скачок — от 1:17, как сейчас в Африке (инфекции, отсутствие антибиотиков) к 3:100 000. Кстати, по этому показателю мы опередили Америку: смерть при родах там случается там в два раза чаще, чем в Израиле. В отношении Европы могу сказать, что в скандинавских странах статистика аналогична, а в Англии, Италии и Франции показатель смертности при родах почти такой же, как в Израиле.
— Каков процент самоубийств в результате постродовой депрессии?
Во-первых, с этой проблемой мы часто сталкиваемся — около 15 % женщин страдают от послеродовой депрессии (от 10 до 15 %). Сегодня в Израиле предпринимаются меры для своевременной диагностики подавленного психического состояния родивших женщин. В нашем центре обязательно раздают вопросник, чтобы распознать постродовую депрессию и направить женщину к соответствующим специалистам.
Я не располагаю статистикой о проценте самоубийств в результате послеродовой депрессии. Обычно молодые мамы не происходят сразу после родов, осознание ситуации занимает довольно длительное время. К счастью, этим вопросом я не занимаюсь. Кстати, бывает депрессия и во время беременности. Однако лучше поднять эти вопросы в беседе с психиатром.
Есть статистика среди матерей, которые бросают новорожденных. Это происходит крайне редко, не исключительно из-за депрессии, но может быть связано с подавленным психологическим состоянием роженицы.
— Почему женщины из других стран едут рожать в Хадассу?
Я думаю, что клиники Израиля в целом — хорошее место для родов. Результаты говорят сами за себя: в наших центрах одни из самых лучших в мире показателей и смертности во время родов, и выживаемости новорожденных.
У нас рожают немало женщин из Восточной Европы. Беременные приезжают на месяц, за несколько недель до родов. Обычно к нам обращаются, если во время беременности возникли осложнения, но не только из-за них. Многие женщины из России и других стран постсоветского пространства приезжали к нам рожать, но я бы не сказал, что в России рожать опасно, ведь это не Центральная Африка.Так что к нам приезжают те, у кого есть деньги, время и желание: рожать в Израиле — интересный и необычный опыт, так как в наших медцентрах есть многое, что несвойственно клиникам в других странах.
Почему именно в «Хадассу»? «Хадасса» предлагает отличный сервис: обслуживание отличается вежливостью, профессионализмом, эмпатией, чуткостью. В том, что конкретно в нашем центре предлагают исключительно качественные услуги по родовспоможению, я уверен. Не могу и не хочу говорить о других роддомах в Израиле хотя бы потому, что я не работаю ни в одном из них, но то, что известно мне из отзывов женщин, говорит, что стоит рожать в «Хадассе». Наш центр — лидер по качеству оказания акушерских услуг и во время беременности, и во время родов, и после них.
— Какие критерии выбора роддома и врача Вы рекомендуете пациентам из-за рубежа?
Этот вопрос опять-таки касается особенностей «Хадассы», того, чего нет в других клиниках. Главное — сервис. Опросы, которые мы делаем в целях мониторинга и улучшения качества обслуживания, и отзывы, которые Вы можете найти в Интернете, подтверждают высочайшее качество обслуживания, что выражается не только отношением медперсонала к роженицам и новорожденным.
В «Хадассе» существует специализированный центр естественных родов — это постоянное сопровождение роженицы акушерками до родов. Существует возможность включить в эту услугу сопровождение врача (как мужского, так и женского пола). Там, как я уже говорил, нет ни эпидуральной анестезии, ни препаратов — только естественные роды.
Возможность выбора сопровождения врача не предоставляется больницами в центре страны — «Ихилов», «Тель ха-Шомер». Это характерно только для иерусалимских больниц и некоторых клиник на севере страны. У нас есть родильное отделение, где мама постоянно находится вместе с новорожденным, что очень аттрактивно. «Хадасса» первой предложила эту услугу, и у центра уже большой положительный опыт в этом вопросе.
— Может ли роженица выбрать доктора Манкуту?
Конечно, это возможно, но есть ограничение в плане времени родов: частным образом персона клиники может предоставлять услуги только после 16:00 — таковы правила больницы.
— Из каких стран и с какими медицинскими проблемами стоит приезжать к Вам?
Я лечил и принимал роды у многих женщин, приехавших из стран бывшего СССР. Все, что связано с осложнениями, проблемами во время беременности, проблемами в преддверие родов, осложнениями в предыдущих родах, осложнениями при кесаревом сечении, дефектами у зародыша, болезнями у мамы, которые влияют на нее и на зародыша, — я тот доктор, чей адрес называют в таких случаях. Конечно, я не единственный специалист в мире, но стаж и отличные результаты говорят сами за себя. Буду рад помочь и здоровым женщинам, которые хотят приехать рожать в Израиль.
— Сколько здесь рождается детей?
8000 в год в одной только «Хадассе Эйн-Керем», в «Хадассе Хар ха-Цофим» (кампусе, расположенном на горе Скопус), еще 4000.
— Вопрос, который иногда задают пациентки из-за рубежа: можно ли спланировать пол ребенка, можно ли получить в «Хадассе» гарантию, что родится ребенок желаемого пола?
Ответ отрицательный — это противоречит израильским законам.
Есть возможность при наличии особого разрешения изменить пол зародыша. Если в семье зафиксированы наследственные заболевания среди мужского пола или риск рождения младенца с аутизмом, который чаще встречается у мальчиков, — тогда можно выбрать пол, чтобы родилась девочка.
Это возможно в процессе оплодотворения — выполняют ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение). Эмбрионов помещают в пробирку, дают сформироваться и берут биопсию. Если видят клетку женского пола, то этот плод возвращают в чрево.
— Звучит фантастически, прямо как в кино!
Да, но это происходит в реальной жизни. Есть еще одна возможность немного повлиять на пол зародыша. Если сперматозоиды взаимодействуют с яйцеклеткой как можно ближе к процессу овуляции, шансы, что родится мальчик, повышаются. Если до овуляции еще далеко, растут шансы, что родится девочка. Это может повысить вероятность рождения ребенка определенного пола с 50 % до, возможно, 65 %, не более чем.
— Я улыбаюсь, потому что это напоминает «бабушкин рецепт». Кроме того, у каждого народа, в каждой культуре существуют колдуны, шаманы и ведьмы. И вот, оказывается, что все же есть калькуляции, которые позволяют влиять на пол плода.
Это не значит, что все, что говорили бабушки или шаманы, — правда, но возможность повлиять на пол будущего ребенка действительно существует. Хотя только биопсия дает 100 % вероятность.
Если у рожениц есть вопросы или нужна дополнительная информация для принятия решения — сотрудники «Хадассы» могут провести консультацию по Скайпу.
Заполните форму и получите консультацию доктораДавида Манкуты!