Top.Mail.Ru
A A A

Фекальные трансплантации — панацея или дань моде?

КЛИНИКА ХАДАССА ПРИНИМАЕТ ПАЦИЕНТОВ.

МЫ ПОМОЖЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ:

  • удаленных - дистанционных консультаций
  • получения второго мнения
  • лечения в израильской клинике (после рассмотрения документов в индивидуальном порядке)
  • лечения в клиниках ОАЭ и Кипра

Узнать больше

Доктор Мордехай Слей — детский гастроэнтеролог. Прошел специализацию по детским заболеваниям в кампусе «Хадассы» в Эйн-Кереме и специализацию по детской гастроэнтерологии в Канаде, которая продолжалась 3,5 года. С конца 2014 года, после возвращения из Канады, работает в «Хадассе». Доктор Слей специализируется на болезнях печени, гастроэнтерологических процедурах, включая колоноскопию и более передовые методики. Руководит педиатрической клиникой для лечения пищевой аллергии, открывшейся в «Хадассе» в октябре 2016 года.

Доктор Слей: «Мы предлагаем полный спектр услуг, существующих в детской гастроэнтерологии и гепатологии — для всех возрастов».

— А что это за услуги?

Занимаемся постановкой диагнозов, пересматриваем ситуации, в которых после многочисленных анализов так и не смогли выявить конкретную проблему, лечим сложные случаи, когда у пациента есть несколько заболеваний — то есть мы лечим пациента, а не его болезни.

«Хадасса» — третичная специализированная клиника, поэтому дети лечатся во всех отделениях педиатрического центра, в том числе с торакальными проблемами (проблемами в органах грудной клетки — прим. автора), кардиологическими заболеваниями, болезнями кровеносных сосудов, онкологией — у этих патологий часто бывают сопутствующие диагнозы, связанные с проблемами в пищеварительной системе. Мы располагаем самым современным оборудованием для всех необходимых процедур, знаниями и опытом в лечении детей любого возраста, начиная от работы с недоношенными младенцами и заканчивая подростками.

— Сколько врачей сотрудничает в детском подразделении гастроэнтерологии и гепатологии?

Три ведущих специалиста — профессор Михаэль Вильшански, доктор Пери-Николь Мильман, я и два врача-стажера. Важно отметить, что наше подразделение входит в состав Института гастроэнтерологии и заболеваний печени. Мы сотрудничаем со специалистами по заболеваниям взрослых и получаем от них помощь по мере необходимости.

— Вы упомянули передовое оборудование.

Оборудование подразделения позволяет выполнять такие процедуры, как ретроградная холангиопанкреатография (РХПГ), эндоскопическое УЗИ. Мы лечим различные васкулярные проблемы с помощью процедур, считающихся редкими.

Возможно, мы единственное подразделение в Израиле, которое использует различные стенты — своего рода приборы, которые вводят в сосуд, чтобы выполнить лечение изнутри. Это действительно уникальная процедура, которую в Израиле выполняют только в «Хадассе». Мы выполняем гастростомию с помощью всех существующих видов трубок-зондов, включая самые новые.

Сейчас мы патентуем новые уникальные трубки на основании исследования, которое проводим в «Хадассе». Выполняем все диагностические тесты и анализы, используем метод капсульной эндоскопии, обычной эндоскопии с введением эндоскопа сверху и снизу.

— Гастростомия — это питание с помощью трубки, когда дети не могут питаться самостоятельно?

Мы говорим о тех случаях, когда дети не могут частично или полностью питаться самостоятельно или нуждаются в приеме лекарства, а мы не рассчитываем, что они смогут принимать перорально.

— В последнее время в Международный отдел «Хадассы» поступает немало запросов на лечение с помощью фекальных трансплантаций. Это дань моде или панацея от всех гастроэнтерологических заболеваний? Что лечат и что не лечат с помощью этого метода?

Существует разница между накапливающейся популярной информацией и медицинскими регуляциями в мире. На сегодняшний день накопилась и продолжает появляться информация о влиянии кишечных бактерий на различные сферы здоровья человека. Это включает и влияние на метаболизм, вес, привычную ежедневную активность кишечника, настроение и даже черты характера.

Когда мы выполняли трансплантации по определенным показаниям, в результате наблюдались и другие феномены: изменение настроения, метаболические изменения — толстые люди худели, улучшились биохимические профили крови (жиры).

Кишечные бактерии причастны к множеству процессов в организме. По всей вероятности, они и сами выделяют нейротрансмиттеры, которые воздействуют на настроение. Мы знаем, что существует связь между питанием и системой пищеварения с одной стороны и настроением и характером — с другой. Резонно утверждать, что когда мы улучшаем питание и абсорбцию пищи с помощью изменения бактерий, получаем и другие последствия.

— Что создает дисбаланс?

Фактически лечение посредством фекальных трансплантаций признано в первую очередь для конкретных ситуаций. Мы говорим о поражении обычной и нормальной экологической системы кишечных бактерий при заражении «клостридиум диффициле», которые провоцируют тревогу и беспокойство, могут быть очень устойчивы к лечению, вызывать болезни и даже смерть, особенно если речь идет о детях.

К нам поступают очень больные дети, зараженные клостридиями, которых не удалось вылечить с помощью антибиотиков. Мы лечили этих детей с помощью фекальных трансплантаций и добились головокружительного успеха. Пациенты очень быстро шли на поправку, даже если это дети с онкологическими заболеваниями. Этот метод признан FDA — Food and Drug Administration (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов — агентство Министерства здравоохранения и социальных служб США, один из федеральных исполнительных департаментов — прим. автора), различными регуляторными органами многих стран мира.

Этот вид лечения помогает и однозначно безопасен. Мы сами говорим родителям, что не знаем о дополнительных механизмах трансплантации, так как накапливается информация о том, что результаты лечения могут повлиять и на метаболизм, и на другие аспекты.


Фекальная трансплантация у взрослых проводится только при наличии бактерии клостридиум диффициле, которая не поддается лечению антибиотиками. У детей показания очень широкие, однако и в этом случае решение о применении фекальной транстплантации принимается лечащим врачом строго индивидуально и только после тщательного изучения всех необходимых диагностических материалов.


— Если я правильно понимаю, как и при других видах трансплантации (ТКМ, стволовых клеток), нужны доноры.

Мы стараемся подбирать самых лучших доноров. Семьи маленьких пациентов предоставляют своих доноров. У нас существует служба, которая позволяет предоставить местного донора, а это существенно удешевляет стоимость лечения, делает его более доступным и безопасным. Доноры проходят очень строгий и всеобъемлющий скрининг в наших лабораториях, что позволяет убедиться в чистоте донорского материала. Мы выбираем здорового донора, без каких-либо заболеваний или нарушений метаболизма, таких как ожирение и пр.

На данный момент этот метод лечения очень эффективен и успешен в случае с бактериями-клостридиями. В «Хадассе» добились 90 – 100 % успеха в лечении с помощью фекальных трансплантаций. В отношении других заболеваний мы рассмотрим каждое обращение в индивидуальном порядке, но лечение будет проходить по протоколу клинического исследования, поскольку использование этого метода в отношении других заболеваний еще не узаконено. Мы можем получить лицензию на такое лечение от другого заболевания, например, язвенного колита. Даже если эффективность будет ниже, чем в случае лечения от заражения клостридиями, в любом случае этот метод помогает при синдроме раздраженного кишечника или при язвенном колите.

— Для исследований и различный видов трансплантации существуют банки — банк крови, банк спермы, банк стволовых клеток пуповинной крови, банк костного мозга. А в вашем случае?

Мы находимся на продвинутом этапе создания банка кала, который нужен для отслеживания каждого донорского материала и степени успеха для дальнейшего улучшения результативности лечения. Как я уже упоминал, мы добились полного успеха в лечении.

— Когда вы говорите, что полные дети могут похудеть и, как я понимаю, слишком худые могут поправиться, вы имеете в виду, что фекальные трансплантации восстанавливают нормальный обмен веществ в организме?

Я не могу этого обещать в результате каждой трансплантации, поскольку пока объем информации недостаточен. Но накапливаются неоспоримые свидетельства об изменениях в метаболизме у детей с избыточным весом.

Кстати, в США набирает темпы черный рынок «домашних» трансплантаций, которые предназначены ускорить процессы похудения и улучшить состояние здоровья. Люди покупают в Интернете, на «черном рынке», донорский материал.

— То есть фекальные трансплантации — долгожданная панацея, заменяющая жесткие диеты?

Это действительно помогает. Некоторые используют фекальные трансплантации для лечения синдрома раздраженного кишечника — еще одного заболевания, в этиологии которого важную роль играют бактерии кишечника. В некоторых случаях процедура улучшает состояние кишечника, поэтому люди прибегают к этому средству. В FDA действительно опасаются развития «черного рынка», в результате чего может появиться волна заражений различными заболеваниями ввиду отсутствия контроля. В США пытаются придать методу официальный статус, чтобы он был доступным, и людям не приходилось обращаться к услугам «черного рынка».

— В Израиле это не происходит?

Нет, конечно. Я не думаю, что у нас может существовать «черный рынок». Американцы намного более одержимы разными «модами» в медицине и в сфере здорового образа жизни.

— Вы сказали, что в вашей практике при лечении с помощью фекальных трансплантаций вы добились головокружительных успехов.

Все дети, которых мы лечили, выздоровели. Случаев было немного, но все были успешными. В медицинской литературе описывается 90 % успех. Иногда, когда при первой пересадке не был достигнут ожидаемый результат, выполняют вторую или третью пересадку, и тогда в большинстве случаев лечение заканчивается успехом. Это один из терапевтических методов с наиболее высокой результативностью в современной медицине, когда речь идет о клостридиях.

— Поэтому люди с таким энтузиазмом прибегают к этому методу лечения?

Оказывается, что такое лечение позитивно влияет на здоровье человека в целом, поэтому люди проявляют интерес к фекальным трансплантациям.

— У ребенка, который прошел лечение по этой методике, раз и навсегда нормализуется функционирование всего организма?

Мы пока не располагаем информацией, как долго сохраняется эффект от лечения. По всей видимости, — в течение нескольких лет. Сказать однозначно, что это на всю жизнь, мы пока не можем, так как в мировой практике фекальные трансплантации — довольно новый метод. Нужно время. С другой стороны, эффект от лечения можно разрушить с помощью антибиотиков. Но и это утверждение пока теоретическое.

— Кстати, мы так много беседовали о методе, но не коснулись самого процесса лечения. Как это работает?

Когда мы получаем обращение с диагнозом и прописанным лечением с помощью фекальной трансплантации, мы заново проводим все необходимые тесты и анализы в нашей лаборатории. Проверяем пациента с целью создания его «инфекционного профиля»: мы должны знать, какие в его организме есть инфекции, а каких — нет. Мы перепроверяем анализ кала ребенка, чтобы убедиться, что он заражен бактерией из семейства клостридий.

— Может случиться, что к вам попадет ребенок с неверным диагнозом?

Конечно. Мы в любом случае попросим родителей прислать нам заключения местных врачей, чтобы убедиться, что речь идет именно об этом заболевании и мы можем помочь ребенку. Если это наш случай, мы пригласим ребенка вместе с родителями (или одним из них) в «Хадассу», проведем все необходимые лабораторные анализы и очень скоро сможем предложить пройти трансплантацию.

Сама процедура включает подготовку: ребенок должен начать принимать слабительные препараты, чтобы очистить кишечник. Затем мы проводим колоноскопию, с помощью которой впрыскиваем кал непосредственно в кишечник. Существуют различные подходы, но наш опыт подтверждает, что именно такая процедура совершенно безопасна и абсолютно эффективна, поэтому это единственный метод, который практикуют в «Хадассе».

Мы «готовим» фекалии в нашей лаборатории, которая подвергается очень жесткому контролю. У нашей лаборатории накоплен колоссальный опыт, благодаря большому количеству выполненных трансплантаций. Весь процесс контролируется от начала и до конца.

Мы предлагаем донорские материалы местного происхождения, а вскоре откроем банк фекалий, что позволит нам определить, какие донорские материалы оказались наиболее эффективными. Мы будем наблюдать каждого ребенка, отслеживая эффект от конкретного донорского материала по нескольким параметрам: как сработал, какие побочные эффекты были получены и т. д.

Все просто: если выбранный донор абсолютно здоров, трансплантация гарантирует отличный результат. Тем не менее, мы стремимся улучшить результаты, отслеживая эффективность донорских материалов, проверяем, есть ли у них определенные свойства, отражающие большее количество параметров.

— Сколько времени занимает весь процесс: ребенок приехал в «Хадассу», сдал все анализы, нашли подходящего донора, затем сама трансплантация?

Донора находим заранее, а трансплантацию делаем в течение пары дней с момента приезда ребенка в клинику. Мы оставим пациента под наблюдением еще на 3 – 4 дня, убедимся, что все в порядке, и выпишем.

— А наблюдение?

Ребенок может наблюдаться дистанционно или приезжать к нам. Анализы после процедуры можно пройти в любом месте. Главный показатель — самочувствие ребенка, улучшение состояния диареи.

— Вы готовы принимать на лечение детей из-за рубежа? Есть ли опыт лечения иностранных пациентов?

Однозначно. И не только от заболеваний, о которых уже говорили. К нам поступали дети из других стран с хронической диареей и другими расстройствами, и мы успешно лечили их.

— Какие еще заболевания вы можете лечить?

Мы можем лечить синдром раздраженного кишечника, боли в животе, язвенный колит и другие заболевания в рамках КИ — экспериментального лечения.

— От чего это зависит?

От разрешения Хельсинкской комиссии. Мы можем подать документы и получить разрешение. До момента, как Минздрав Израиля признал и дал законное обоснование методу фекальных трансплантаций, мы лечили взрослых и детей в рамках клинических исследований.

Если мы получим разрешение от Хельсинкской комиссии, мы предложим детям лечение и от язвенного колита, от синдрома раздраженного кишечника, ведь экспериментальное лечение взрослых уже происходит. При содействии профессора Эрана Исраэли — руководителя Центра гастроэнтерологии и заболеваний печени — мы сможем быстрее заручиться разрешением комиссии и будем принимать маленьких пациентов.

— А сколько времени займет получение разрешения?

Около месяца. Если мы получим обращение, убедимся, что в этом случае фекальная трансплантация будет эффективной, уже через месяц сможем начать лечение вышеупомянутых заболеваний.

— Вы возглавляете клинику для лечения пищевой аллергии. Чем именно занимается эта клиника?

Центр предназначен для удовлетворения двух основных потребностей: первая, конечно же, сама пищевая аллергия — наиболее сложные случаи, требующие знаний и опыта, которыми обычно не обладают врачи поликлиник, и которые не были диагностированы до сих пор по разным причинам. Вторая потребность — лечение нового заболевания — эзофагита, которое я называю «астмой пищевода» или, как альтернатива, воспалением пищевода. Основные симптомы этой болезни у детей — сужение глотательных каналов, затруднение глотания, боли в животе, дискомфорт, рвота и отказ от еды. Если не начать лечение, это может привести к долгосрочным осложнениям.

— Существуют ли в Израиле подобные клиники?

Насколько мне известно, это первая клиника своего рода в Израиле. Я был партнером в подобной клинике в Канаде, где узнал, насколько важно междисциплинарное сотрудничество детских гастроэнтерологов и детских аллергологов. Пример этого альянса мы воплощаем в «Хадассе» и предотвращаем необходимость многочисленных повторных анализов и визитов к врачам.

Заполните форму и получите консультацию доктораМордехая Слея!

Реакция на статью

/

Интересно

80%
/

Полезно

20%
/

Бесполезно

0%
/

Скучно

0%
/

50/50

0%

Поделиться


Hadassah University Hospital, Israel

Заполните заявку, с вами свяжется сотрудник международного отдела в течение 10 минут (бесплатно)

Читать резюме Профессор Михаль Лотем

Заведующая Центром лечения меланомы и иммунотерапии рака Уникальный специалист по лечению запущенной меланомы с метастазами

Читать резюме Профессор Михаль Лотем

Заведующая Центром лечения меланомы и иммунотерапии рака Уникальный специалист по лечению запущенной меланомы с метастазами


Hadassah University Hospital, Israel

Заполните заявку, с вами свяжется сотрудник международного отдела в течение 10 минут (бесплатно)