Неспособность к обучению

Многих родителей расстраивает и разочаровывает, когда успеваемость детей в школе недостаточно высока. Они могут сетовать на то, что ребенок ленив или недостаточно старается, в то время как на самом деле ребенок страдает от неспособности к обучению, которая не была диагностирована.

Интеллект ни при чём —  диагностика и лечение неспособности к обучению

О диагностике и лечении неспособности к обучению (НО) рассказывают руководитель подразделения детской неврологии в МЦ «Хадасса» профессор Йорам Нево и клинический психолог доктор Орли Кампф-Шараф.

Когда диагностируется неспособность к обучению?

Дети с задержкой психического развития не считаются неспособными к обучению – они лишь имеют сниженную когнитивную способность. Дети, которые не являются умственно отсталыми, а напротив отличаются высоким уровнем интеллекта, но тем не менее не в состоянии раскрыть свой потенциал, чтобы хорошо учиться в школе, считаются «неспособными к обучению». Профессор Нево сравнивает это явление с телевизионными каналами: у нас есть способность учиться через несколько различных каналов (как, например, зрение, долгосрочная и краткосрочная память и так далее), и иногда некоторые из этих каналов развит лучше других. У детей с НО работа различных каналов существенно различается.

Профессор Йорам Нево

Когда один из каналов отстает на две единицы от нормы (т.е. 2 года от нормального уровня для возрастной категории), это указывает на НО. Если отставание присутствует по всем каналам, то, скорее всего, это не НО. Если разница проявляется только по нескольким каналам, в то время как остальные каналы работают нормально, то это НО.

В некоторых случаях НО может затрагивать сразу несколько областей, но подтвердить диагноз можно только после оценки умственных способностей при помощи нескольких возрастных когнитивных тестов. Профессор Нево подчеркивает, что обычно дети, страдающие НО, имеют массу способностей, но не могут использовать свой потенциал по максимуму. Так, если мы можем определить способности ребенка, то сможем использовать сильные каналы для компенсации слабых, что позволит преодолеть сложности, с которыми вы столкнулись.

Если достижения в учебе вашего ребенка не раскрывают его потенциал, то у него может быть НО. Чтобы подтвердить этот диагноз, необходимо показать ребенка специалисту. Радует то, что чем раньше диагностируется НО, тем раньше можно начать лечение и тем лучше будут результаты.

Научиться учиться

Давайте рассмотрим следующий пример: девочка может прочесть определенный текст, но когда ей задают вопросы по прочитанному тексту, она не может ничего ответить, поскольку она не поняла ни слова из прочитанного. Как считает профессор Нево, у девочки могут быть визуальные проблемы, но ее способность воспринимать звуковую информацию выше среднего. В таких случаях, она смогла бы ответить на вопросы на основе услышанного, а не на основе прочитанного. Из-за того, что она приложила все усилия к чтению, она не смогла понять то, что читала.

Чтобы помочь своему ребенку, вам необходимо, прежде всего, позволить специалистам осмотреть его. Первоначальную оценку проводят детский невролог, клинический психолог или детский психиатр. Если специалисты заподозрят НО, то вам понадобится обратиться к психологу, специализирующемуся на диагностике НО. Есть вероятность, что на самом деле это не НО, и возникшая проблема имеет другие причины.

Осмотр детей и взрослых проводит доктор Орли Кампф-Сараф вместе с профессором Нево, который является основателем диагностического подразделения в отделении педиатрии МЦ «Хадасса» на горе Скопус. В подразделении диагностики проводят психодидактические и нейропсихологические тесты. Психодидактическая проверка выявляет наличие НО, а нейропсихологическая проверка помогает установить корни заболевания. Источники НО могут быть врожденными, эмоциональными или быть связанными с развитием ребенка. Иногда НО развивается в результате недостаточной стимуляции определенного канала восприятия. Например, ребенок с хронической ушной инфекцией может гораздо хуже воспринимать звуки. НО, связанные с эмоциональными проблемами, часто возникают из-за того, что ребенок не может сконцентрироваться на учебе из-за какого-либо эмоционального потрясения.

доктор Орли Кампф-Сараф

Важно, чтобы родители понимали, что не все НО можно излечить при помощи лекарств.

Оценка состояния ребенка проводится психологом за четыре приема. Во время первого визита, психолог разговаривает с ребенком и с родителями, чтобы лучше понять ситуацию и обсудить цели лечения. Родители должны заполнить анкету, а также дать заполнить ее одному из учителей. Пока родители заполняют анкету, ребенок находится с психологом. Последующие две встречи врач находится с ребенком один на один. Во время последнего четвертого приема врач ставит окончательный диагноз и дает рекомендации. Мы уважаем мнение пациентов и всегда стараемся найти альтернативные решения, если родителей что-либо не устраивает.

Возраст важен – чем раньше мы сможем обнаружить проблему, тем раньше мы сможем помочь ребенку преодолеть ее. Чем младше ребенок, тем более гибок его мозг, и тем лучше он приспосабливается к изменениям.

Методы лечения

Профессор Нево подчеркивает, что метод лечения должен быть индивидуальным в каждом случае и зависеть от потребностей ребенка. Одним детям может понадобиться педагогическая помощь, другим – лекарства, а третьим — получить определенные двигательные и языковые навыки. Обычно детям с НО требуется эмоциональная поддержка. Постоянное чувство неудачи эмоционально подавляет ребенка, поэтому поддержка очень важна — особенно со стороны родителей.

Профессор Нево и доктор Кампф-Сараф даже при малейших подозрениях на НО рекомендуют пройти проверку. Возможно, ваш ребенок отстает в школе потому, что у него сложности с восприятием, а не потому, что он глупый или ленивый.

Реакция на статью

/

Интересно

88%
/

Полезно

0%
/

Бесполезно

0%
/

Скучно

0%
/

50/50

11%

Поделиться


Hadassah University Hospital, Israel

Заполните заявку, с вами свяжется сотрудник международного отдела в течение 10 минут (бесплатно)

Читать резюме Профессор Михаль Лотем

Заведующая Центром лечения меланомы и иммунотерапии рака Уникальный специалист по лечению запущенной меланомы с метастазами

Читать резюме Профессор Михаль Лотем

Заведующая Центром лечения меланомы и иммунотерапии рака Уникальный специалист по лечению запущенной меланомы с метастазами


Hadassah University Hospital, Israel

Заполните заявку, с вами свяжется сотрудник международного отдела в течение 10 минут (бесплатно)